Меню

Семья 7

Отношения детей дошкольного возраста с родителями или как не испортить жизнь ребенку

Быть родителями непростое дело. Когда ребенок появляется в семье все усилия направлены на обеспечение условий жизни и сохранение его здоровья. Режим, кормление, гигиенические процедуры и прочие важные моменты в жизни новорожденного выступают на первый план. Но малыш растет и для гармоничного развития необходимо позаботится о правильных отношениях детей дошкольного возраста с родителями.

Дитя начинает чувствовать себя отдельным существом, знакомиться с новыми ощущениями и приобретает свой собственный опыт. В этот период очень важно построить систему взаимоотношения между ребенком и родителями таким образом, чтобы не заглушить в нем жажду познания и не сломать формирующуюся личность.

Тесная связь между матерью и ребенком дошкольного возраста сохраняется и взрослым нужно найти правильную тактику поведения. Родители и взрослые члены семьи выступают ведущими в этом непростом процессе воспитания личности  и формируют его эмоциональную сторону. Но важно понимать, что неизменным должен оставаться один параметр – это любовь и дружелюбная среда в семье.

Почему отношения с ребенком могут быть плохими?

Рождение нового человечка меняет образ жизни родителей и требует от мужчины и женщины пересмотреть свои взгляды. Часто взрослые просто не готовы эмоционально к такой перемене.Женщине в этом плане повезло больше, так как во время беременности она ощущает присутствие малыша, слышит его шевеления и свыкнуться с мыслью о родительском долге ей проще.

Мужчины лишь наблюдают со стороны и не совсем понимают, что такое ребенок и как себя с ним вести. Ситуацию усугубляет навязанные шаблоны поведения, когда женщина находится постоянно с маленьким человечком, участвует во всех жизненных процессах, а отец находится в некотором эмоциональном отстранении. Роль мужчины в семье сводится к роли добытчика материальных средств для жизни.

Проблемой неправильных отношениях детей дошкольного возраста с родителями служит  несоответствие представлений родителей о будущем наследнике и то, каким он есть на самом деле. От этого идет некое эмоциональное неприятие  и холодность родителей. Взрослые пытаются подогнать поведение малыша под какие-то шаблоны и встречают сопротивление.

Неправильный выбор тактики воспитания в раннем возрасте приводит к напряжённым отношениям с детьми. Слишком строгие родители, которые контролируют все что происходит с ребенком, не давая ему права выбора и свободы. Или же напротив попустительское отношение к вопросам воспитания.

Завышенные ожидания от ребенка уже с ранних лет и сравнение. Все дети разные и темп развития у них идет по-разному. Одни начинают разговаривать в годик, другие с двух лет. У одних детей быстрее получается самостоятельно кушать ложкой, у других нет и родители с досадой относятся к этим явлениям. Гнаться за достижениями других детей неразумно, если только речь не идет о существенном отставании в развитии.

Низкая педагогическая культура родителей. Замечено, что в семьях, где родители педагоги, врачи и представители культуры дети вырастают более развитыми и спокойными. Видимо все дело в наличии навыков обучения родителей и культуре общения в семье. Но это вовсе не означает, что в других семьях дети будут отсталыми и не воспитанными.

Желание родителей узнать, как можно больше о воспитании или о педагогических методиках может быть удовлетворено обилием информации в интернете и книгах. Популярными становятся курсы и тренинги по психологии отношений родителей и детей в семье.

Отношениях детей дошкольного возраста с родителями

Психологами доказан тот факт, что формирование характера и личных эмоционально-волевых качеств ребенка полностью зависят от детско-родительских отношений.

Дошкольное детство –это период интенсивных изменений в психике. Эти изменения происходят под влиянием непосредственного участия в жизни ребенка родителей. Мама и папа дают знания об окружающем мире, организуют его режим дня и помогаю накапливать жизненный опыт своим детям. Своим влиянием воспитатели, взрослые члены семьи и родители формируют характер, стиль поведения и определяют социальную роль чада в семье и в обществе.

Отношения детей дошкольного возраста с родителями или как не испортить жизнь ребенку

Родительская любовь и уверенность ребенка в том, что его не перестанут любить в случае неправильных поступков или непослушания гарантируют гармоничное развитие и стабильность психических процессов взросления.

Интересно!
На этапе дошкольного детского возраста активно формируется самосознание ребенка его самооценка, понимание иерархии в семье и в обществе. Дети начинают понимать свою роль в кругу семьи, различают границы дозволенного и меры наказания за несоблюдение правил поведения.

Поэтому в процессе воспитания важную роль играют такие параметры:

  • Любовь и дружелюбное отношение к ребенку.
  • Постоянство и стабильность родителей (одинаковые требования и меры наказания за проступки).
  • Уважение к личности детей.
  • Динамичность поведения взрослых.

Ребенок познает самого себя и учится относится к окружающим через отношения к матери. Поэтому материнская любовь – это незыблемый и само собой разумеющийся фактор в воспитании и в формировании отношений детей дошкольного возраста с родителями.

Материнской любви невозможно лишиться или заслужить ее. Она либо есть и женщина любит свое дитя просто за то, что он есть, либо нет. Отцовская же любовь относительна. Мужчина любит за то, что дети оправдывают ожидания.

Семья, как структурная единица общества оказывает максимальное влияние на ребенка. Именно по той причине, что он большую часть своей жизни проводит в семье. Мать, отец бабушки и дедушки, а также братья и сестры лучше всех остальных знают ребенка все его положительные и отрицательные качества. От оценки поступков и самого малыша, как личности, зависит самоощущение и самооценка.

Типы воспитания в семье

Если в семье принят авторитарный (бескомпромиссный) стиль общения, где не приветствуется самовыражение, инициатива и проявление самостоятельности, а есть подавление, наказания за незначительные проступки и требования полного беспрекословного подчинения, дети вырастут пугливыми и тревожными. При таком способе воспитания у детей присутствует лишь внешний контроль, а самостоятельность вовсе не развивается.

Страх перед наказаниями мешает ребенку строить отношения со сверстниками. У детей высокая тревожность и частые депрессии. Связь с родителями слабая, дети в таких семьях ищут опоры вне дома. В младшем возрасте они тяготеют к доброжелательным воспитателям или другим взрослым.

При равнодушном отношении к детям и нестабильной системе наказания, где родители не обращают внимания на поведение и поступки ребенка, но наказывают от случая к случаю, дети вырастут нервными с частыми вспышками неконтролируемой агрессии.

Читайте также: Как справиться с детской агрессией

Родительский контроль проявляется не последовательно и может сопровождаться всплесками гнева с применением физических наказаний.

психология отношений детей и родителей

Самым эффективным стилем воспитания в семье считается демократический или авторитетный. Родители ставят на первое место такое понятие, как счастье ребенка. Счастье от каждодневных приятных моментов, и счастье в будущем. Это и есть формирование  четких положительных установок.

При демократическом стиле воспитания основой взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями становиться любовь и дружба. Есть система строгих ограничений, основана на обеспечении безопасности ребенка, и есть часть запретов, которые можно изменить. Большая роль в семье отдается совместному время провождению, семейным традициям и дружбе.

Родители и дети по взаимному согласию без принуждения с какой-либо стороны проводят время вместе за семейным ужином, играми, походами в кино или цирк. Дети четко осознают, что от них требуется и какие последствия будут за непослушания. Физическое и психологическое наказание и унижение полностью отсутствуют.

Цель родителей в воспитании ребенка в семье — это вырастить счастливого спокойного, самостоятельного человека. Дать установки на будущее в виде морально-нравственных принципов.

Важно!
Семья оказывает сильное влияние на личность детей, как в положительную сторону, так и в отрицательную. Ни одно воспитательное учреждение: детский садик, школа или университет не способно принести такой психологический вред ребенку, как семья.

Для малыша отношение к нему всех членов семьи — это зеркало, в котором отражается он сам. Ведь если мама и папа не любят и с холодностью и отчуждением относится к нему, то в понятии маленького человека будет установка, что любить его не за что. Ребенок сам себя воспринимает враждебно, замыкается и страдает от нелюбви родителей.

Как наладить отношения с детьми

Проявлять любовь

Именно любовь и теплота, как фундамент для здания будет основой для всех изменений в личности ребенка.

Дружить

Во взрослой жизни дружбе отнесена особая роль. Взрослые дружат по взаимному согласию без принуждения. В дружеских отношениях есть место и откровенным разговорам, и личной интимной территории, вторгаться в которую нельзя. Так же и с детьми, родители должны уважать личное пространство ребенка, не «ломать» его, а с тактичностью относиться к собственному мнению.

Из словаря
Дру́жба- это личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, душевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека.

Пусть в отношениях детей дошкольного возраста и родителей будет территория, где ребенок может хранить свои личные переживания. Например, не выпытывать кого он любит больше маму или папу, как относится к младшим братья и сестрам. Не высмеивать дружбу с противоположным полом в садике и на игровой площадке. Если ребенок почувствует потребность высказаться по этим поводам, пусть у него будет абсолютное доверие, что его тайны не выдадут.

Ценить

По заслугам оценивать достижения. Не лицемерить, а высказывать справедливое мнение. К примеру, если рисунок выполнен не аккуратно, сказать об этом правду, но похвалить желание нарисовать лучше в следующий раз. Не обесценивать заслуги или приписывать успехи случайной удаче, стараниям взрослых.
Не сравнивать с другими. Постоянные сравнения, особенно не в пользу ребенка приводят к понижению самооценки и не желанию вообще что-либо делать.

Обратите внимание!
Сравнение никогда не будет играть положительную роль ни в детстве, ни во взрослом возрасте. Сравнивать можно только с достижениями в прошлом. Например, сказать, что рисунок у Пети лучше твоего нельзя. Правильней сказать, что в прошлом году ты не мог нарисовать красиво дерево, а в этом у тебя получилось намного лучше.

Правильно наказывать

Читайте также: 17 правил как наказывать ребенка без вреда.

Наказание должно быть основано на справедливости и уважении. Не допустимо наказывать физически или унижать личные качества.

Отношения детей дошкольного возраста с родителями или как не испортить жизнь ребенку

Правильно строить отношения детей дошкольного возраста и родителей необходимо с самого раннего возраста. Если время было упущено, будет крайне тяжело заслужить понимание и уважение ребенка к себе. Родители, как маяк в море, указывают роль в жизни. Ребенок всю последующую жизнь будет опираться на знания и опыт взаимоотношений, полученный в раннем детстве и это определить всю его дальнейшую судьбу.

Так себе
0
Полезно
0
Супер
0
Комментариев к статье: 7
  1. Анна

    Все комплексы из детства. Как хорошо, что сейчас намного больше уделяется внимания такому вопросу как воспитание детей. Но тем не менее, не стоит забывать и о том, что из ребенка взрослого делают родители, но уже сам человек решает, какого человека ты сделаешь из того «взрослого, что вырастили родители». Детские комплексы и обиды тяжело прорабатываются, но сейчас достаточно хороших специалистов, которые помогут с этим справится.

    Ответить
    1. admin

      Врачи говорят, что Лучшее лечение болезней -это профилактика. В отношении душевных расстройств это правило также действует. Каждая женщина, которая мечтает стать матерью просто обязана разобраться в теме воспитания ребенка. Разрушить и сломать психику маленького человека очень просто, куда сложней вымолить прощение за свои неправильные воспитательные приемы.

      Ответить
  2. Татьяна

    В этот мире у дошколенка есть только один оплот и защищенная территория — дом, а сама защита — это родители. Что бы не случилось за стенами дома, маленький человек должен твердо знать только одно: его выслушают, поймут т объяснят, если он был не прав. Орать и нападать на него — прямой путь потерять доверие и поселить неуверенность в себе на всю последующую жизнь.
    примеч.

    Ответить
    1. admin

      У нас во дворе есть мальчик с ретивым характером. Он громкий, активный постоянно куда-то бежит что-то пробует на вкус. Его мама так громко и часто на него кричит, что наши дети пугаются. И что примечательно, сам малыш вообще не реагирует на окрики мамы. Конечно следующим шагом для этой мамочки становиться физическое наказание. Она ловит ребенка и бьет его по попе. Да так, что бедный маленький ребенок весь сотрясается. Не могу сказать, что мамочка неадекватная она очень милая женщина, но усталость и раздражение, которое постоянно накапливается не позволяет ей реагировать по-другому.

      Ответить
  3. Маргарита

    [good ]Я сторонница авторитетного стиля воспитания. Во-первых, дети чувствуют опору в лице родителей. Во-вторых, у них есть «берега», а это четкие границы, выходя за которые они будут чувствовать тревожность. В-третьих, родители показывают пример и тем самым завоевывают авторитет в глазах детей. А это значит, что дети уважают, слушаются и копируют. Но! Вся опасность в том, что нужно самим расти и воспитывать себя прежде всего 🙂 А дети — лишь зеркало, которое все это отразит. Нервная система детей лишь формируется, эмоции бурлят… И никогда нельзя любить ребенка за что-то. Либо любишь, либо нет 🙂 Нет плохих детей, есть временно плохое поведение :)) Люблю эту тему, у себя на блоге много пишу статей на тему отношений и развития детей. Спасибо за статью, чем больше будет думающих и стремящихся к саморазвитию родителей — тем лучше!!!

    Ответить
  4. Ольга hiteat

    Актуальная тема затронута в статье. Действительно, родив ребёнка, молодые родители мало что знают о его воспитание. И что я заметила, если родители выращены в любви и уважении, то и к своим детям они относятся также, с любовью и уважением. Срываться на крик и уж тем более лупить малыша — это самое последнее дело, недостойное нормального адекватного человека.

    Ответить
    1. admin

      Спасибо за ваше мнение. В современном мире с экрана телевизора с новостями или художественными фильмами на людей выливается тонны отрицательной информации о насилии, убийствах, войне и так далее. Не стало места для любви и взаимовыручке. Молодые люди воспитанные на таких вот фильмах не готовятся к родительским отношениям. Они мыслят клепированно, как отрывками из видеороликов. Малыш появляется, начинает кричать плакать и требовать внимания. А мама и папа подсознательно ждут, что картинка сейчас поменяется и все само по себе станет хорошо. Над отношениями не трудятся, не стараются их изменить или наладить.

      Ответить
Есть что сказать? Не стесняйтесь, нам это интересно.

Данные не разглашаются. Вы можете оставить анонимный комментарий, не указывая имени и адреса эл. почты

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я соглашаюсь с обработкой персональных данных